Редкий
автопутешественник не берет с собой в поездку горелку. Она и работает в
любую погоду, и заготовки дров не требует. Только большинство
предпочитают модели, работающие на газу: с ними как-то проще. А ведь при
этом практически у каждого в багажнике лежит канистра с топливом. И
получается, что мы дважды тратим деньги и забиваем лишним грузом
(баллонами с газом) полезный объем багажника. Опять же, газовой горелкой
затруднительно пользоваться на морозе: газ не желает испаряться – и
горелка превращается в бесполезный груз. Другое дело, что не все модели
готовы переваривать любое топливо от бензина до солярки, а это неудобно:
подбирать горелку под автомобиль – не самый рациональный вариант. Проще
найти универсальные изделия.
НИКАКИХ ШМЕЛЕЙИзделий,
работающих на жидкости – бензине или солярке, – на нашем рынке совсем
немного. Перед началом туристическо-походного сезона мы смогли найти
горелки только марок Coleman (США), Kovea (Корея) и Primus (Швеция).
Отечественных «Шмелей», способных составить реальную конкуренцию
иностранцам, практически не выпускается, в продаже их найти сложно, так
что их мы рассматривать не стали. Что же готовы нам предложить
производители?
Единственная корейская модель, переваривающая жидкое топливо, Kovea
Booster+. Но ей по вкусу только бензин – и еще газ, что тоже неплохо.
Шведы
выпускают сразу три модели, по их утверждению, полных универсалов: газ,
бензин, солярка, керосин, даже спирт… Хотя его вряд ли кто-то будет
жечь. Да и керосином последнее время особо не разживешься. А вот бензин и
дизтопливо – это интересно. Поскольку возможности «примусов» примерно
похожи, то берем лучший по показателям: Primus OmniFuel-3289+.
Американский
Coleman тоже выпускает три модели: две вроде как работают только на
бензине, а одна, MultiFuel Stove, универсальна. Но мы проверим оба
варианта. Из монотопливных возьмем Coleman Unleaded Sportster II, она
помощнее.
РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ?Итак,
претенденты отобраны. Отличия между ними, кстати, довольно велики.
Изделия из США выполнены моноблоком: топливная емкость расположена под
горелкой. Такая конструкция, с одной стороны, довольно практична: во
время работы бак нагревается, за счет чего давление в баллоне не
уменьшается. С другой – давление из-за сильного нагрева может преодолеть
критический барьер, топливо начнет выплескиваться, и примус превратится
в огненный шар. Этим зачастую грешили «Шмели». А «Огоньки» выпускали из
предохранительного клапана струю бензина, который немедленно загорался.
Но «американцы» вроде более стабильны: баллон нагревается не сильно.
Работа
на бензине, вид сверху. Полностью голубое пламя лишь у шведского
изделия, а у «американцев» синий цвет виден лишь у конфорки
«Корейцы» и «шведы», напротив, сторонники «раздельного питания»:
топливо и баллон – два отдельных элемента, соединенных шлангом. Тут
иногда требуются дополнительная подкачка во время работы и контроль за
положением баллона: в одном положении давление в нем держится, а в
другом открывается клапан, давление сбрасывается, и топливо перестает
поступать в горелку.
КАЧАТЬ И ГРЕТЬПеред
началом работы у всех моделей надо создать давление в топливной емкости.
У Kovea и Primus все просто – берешь и качаешь. У «американцев» же
система более хитрая. Перед накачиванием надо открыть клапан вращением
штока насоса против часовой стрелки. Если этого не сделать, то воздух
внутрь не пойдет, необходимого давления не создастся и топливо не будет
выходить наружу. В процессе работы, как оказалось, подкачка нужна всем.
Несмотря на конструкцию «моноблок», горелки от Coleman тоже не могут
поддерживать нормальное давление в топливном отсеке и требуют подкачки
даже чаще, чем горелки с отдельно расположенным баллоном.
Отдельная
тема – прогрев устройств. Я не рассматриваю варианты разогрева с
помощью сторонних средств типа сухого спирта, мини-костра или шаманских
танцев. Горелка должна быть самодостаточной и надежной во всех
отношениях. Только в этом случае на нее можно рассчитывать.
Итак, прогрев. Тут, на мой взгляд, система удобнее у
азиатско-европейских изделий. Создал давление в баллоне, открыл краник
на пару секунд, топливо накапало на пластинку из материала типа фетра – и
можно подносить спичку. Насчет спичек, кстати, это не оборот речи:
обычной зажигалкой поджечь топливо сложно. Особенно если речь идет о
солярке. У «американцев» опять все непросто. Краник надо открывать на
самый минимум, только в этом случае есть шанс получить некоторое
количество жидкости в опоясывающем конфорку желобке. Открыл чуть сильнее
– и топливо выходит в виде пара, толку от которого на начальном этапе
никакого. Так что система раздельных компонентов снова оказывается
лучше.
САЖИ ХОТИТЕ?А теперь перейдем к
детальному разбору каждой модели. Начнем с «американцев». Coleman
Unleaded Sportster II, как и утверждает производитель, действительно
готов работать только на бензине. На 80-м чуть хуже, на 92–95-м чуть
лучше. Но в целом приемлемо. Вот только идеального сгорания топлива нам
так добиться и не удалось. Синее пламя, которым, как известно, должно
все гореть, появлялось только около конфорки. Сами языки были желтыми.
То есть тепловая эффективность горелки совсем не велика. Что
подтверждается и временем кипячения эталонного пол-литра воды – 4 минуты
10 секунд. Третий результат в общем зачете. Да и кастрюля коптится вся,
целиком, что для бензиновой горелки вообще неприемлемо. Нагнетать
давление приходится с интервалом примерно минут 20. Если же этого не
делать, пламя желтеет еще сильнее, копоти становится еще больше, а КПД
падает.
И ШВЕЦ, И ЖНЕЦВторая заокеанская
модель, Coleman MultiFuel Stove, еще более странная. Она работает и на
солярке, и на бензине, причем качество нагрева от топлива практически не
зависит, оставаясь стабильно низким: 0.5 литра вскипели за 6 минут 23
секунды на бензине и за 6 минут 41 секунду на дизтопливе. В принципе
слабый нагрев можно списать на экономный расход горючего: 112 г/ч
бензина против 165 у Unleaded Sportster II и 100 г/ч солярки. На
дизельном топливе MultiFuel Stove сильно коптит, пламя практически
полностью желтое, на бензине поведение не отличается от предыдущего
испытуемого. Периодичность подкачки тоже такая же.
Перейдем на
наш континент. Начнем с востока. Kovea Booster+ на бензине работает
очень хорошо. Лучшее время кипячения эталонной пол-литровой емкости, но
при этом сумасшедший расход топлива – 244 г/ч. На солярке требует
длительного прогрева и более частой подкачки (примерно раз в 40 минут),
но тоже на удивление справляется. Даже расход снижается до 180 г/ч.
Хотя
КПД, конечно, падает, появляются желтые кончики на пламени и появляются
выплески желтых языков, время кипячения увеличивается почти на 50%, до 3
минут 23 секунд. Но в целом горение более качественное по сравнению с
заокеанскими коллегами. Копоти при работе на бензине нет вообще, солярка
сгорает менее качественно, но сама горелка не коптится, сажа появляется
только на дне кастрюли.
СЪЕСТ ВСЕШведский OmniFuel-3289+ способен
переварить все с одинаковым результатом. Правда, тут есть одна хитрость.
У этой горелки в комплекте идут три жиклера с разными отверстиями: для
газа, бензина и солярки. Соответственно, при смене топлива приходится
менять и этот элемент горелки. Операция несложная, но требует внимания:
жиклеры маленькие и все норовят куда-нибудь закатиться. Зато такой
подход вполне себя оправдывает: эту горелку действительно можно
рекомендовать любому автомобилисту, независимо от типа двигателя его
авто. Судите сами: никакой копоти, лучшее время кипячения на солярке и
второе – на бензине, относительно низкий расход топлива и большие
интервалы подкачки (не менее 40 минут). Единственный минус, который
удалось обнаружить: после работы на солярке обязательно надо чистить
топливную магистраль. Бачок сожгли – почистили.
Итак, звание
«настоящий друг автопутешественника» получает горелка Primus
OmniFuel-3289+. На втором месте – Kovea Booster+. Дополнительный бонус у
обеих моделей – возможность работы на газу. Ситуации бывают разные и
иногда просто банально лень заливать топливо и прогревать горелку.
Coleman MultiFuel Stove, конечно, может работать, но в автопутешествие я
бы его с собой не взял: слишком много минусов.
Что же касается
Coleman Unleaded Sportster II, то это однозначно горелка не для нас.
Работа на одном бензине, да еще и слабоватая по всем показателям, вдали
от цивилизации может сыграть злую шутку с доверчивым путешественником.