По
крайней мере, пилы в руках любителей всегда работают более натужно и
менее споро. Оказалось, что секрет не только в правильной заточке зубьев
цепи, чего добиться умеют не все, но и в общих принципах работы.
Наблюдение
и беседы с профессионалами убедили меня в том, что для комфортной
работы пилой необходим комплекс навыков, причем некоторые из них
достигаются только с большим опытом. Но даже то, что доступно
неискушенному пользователю, может значительно облегчить расчистку тропы
от поваленных деревьев или заготовку дров для костра.
РЕГУЛЯРНАЯ и ПРАВИЛЬНАЯ ЗАТОЧКАПервое,
на что стоит обратить внимание, – правильная заточка зубьев. Тут важен
верно выбранный угол, определить который поможет заточной шаблон,
продающийся отдельно. Вещь полезная, особенно для тех, кто редко
общается с пилой. Но и с ним поначалу придется помучиться: шаблон только
показывает, как поставить напильник, а контроль за его направлением –
на вашей совести. Спешить не стоит: сэкономленные во время заточки
минуты не стоят лишних физических усилий при пилении.
КОНТРОЛЬ ЗА ВЫСОТОЙ ВЫСТУПОВНо бывает и так:
заточены зубья вроде как надо, но пила все равно не пилит. Оказывается,
следить нужно и за правильной настройкой ограничительных выступов. Если
они слишком высоки, то режущие кромки зубьев просто не смогут добраться
до древесины. Подравниваются ограничители легко и быстро с помощью еще
одного шаблона.
НИКАКИХ КОНТАКТОВ С ЗЕМЛЕЙСохранить
заточку – тоже дело непростое. Непрофессионалы, обрезая низко
расположенные ветки или расчищая территорию от кустов, нередко задевают
грунт, но не придают этому значения, считая, что металл тверже. На самом
деле земля действует на зубья обычной цепи как отличный абразив.
Поэтому специалисты рекомендуют приобретать цепь с твердосплавными
зубьями. Она раза в три-четыре дороже, зато несколько касаний земли
способна выдержать без видимых и ощутимых последствий.
КОНТРОЛЬ ЗА НАТЯЖЕНИЕМ ЦЕПИНатяжение
цепи напрямую на скорость работы не влияет, но неправильный натяг может
привести либо к усиленному износу шины (она не слишком дорогая, но тем
не менее), либо к соскакиванию цепи во время работы (потери времени
гарантированы). Напомним, что правильный натяг – это когда цепь тянешь
рукой в центральной части шины и она слегка отходит, но направляющие
остаются в прорези шины. Между прочим, во время работы цепь из-за
нагрева удлиняется. Любая, не только новая. Так что контролировать натяг
нужно периодически с интервалом минут десять.
ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР КОНСТРУКЦИИСложность
замены и регулировки цепи зависит от конструкции пилы. Для
непрофессионалов лучше выбирать модели с облегченной схемой этих работ,
не требующей инструмента и особых навыков. Такие изделия дороже, но
удобство того стоит, можете поверить.
Еще любителям должна понравиться система «легкий старт». У разных
производителей она именуется по-своему, но суть одна: меньшее усилие на
тросике стартера и подкачной топливный насос сильно облегчают запуск
даже в неудобных положениях.
ПРОДУВКА ПРИ ЗАПУСКЕЗапуск
пилы, если она исправна, особых сложностей вызывать не должен, но
бывает так, что свечу заливает топливом. В этом случае требуется
продувка, так как лишняя настойчивость приведет только к еще большему
«затоплению» электродов. Поэтому свечной ключ держите при себе: свечку
придется выкручивать. После этого пилу надо перевернуть свечным колодцем
вниз и несколько раз энергично дернуть тросик стартера. Обычно лишнее
топливо выходит в виде пара, а в особо запущенных случаях даже
выливается. А свечу надо как минимум протереть, а лучше прокалить.
ПЕРЕД ЗАПУСКОМ ЗАТОРМОЗИТЕ ЦЕПЬОсобое внимание
при запуске надо обратить на торможение цепи. Независимо от способа
запуска (с земли или на весу) включите инерционный тормоз. Иначе цепь
начнет двигаться и может соприкоснуться либо с почвой, либо с телом
лесоруба. Первое не пойдет на пользу пиле,
второе – ее хозяину.
ПРАВИЛЬНАЯ ОБРЕЗКА ВЕТОКТеперь
перейдем к собственно работе. Валкой крупных деревьев мы не рекомендуем
заниматься без спецподготовки, да и чаще всего нам приходится пилить
бревна, уже лежащие на земле, так что на этом и остановимся.
Идеальная высота для работы бензопилой – уровень бедра или ниже.
Если есть устойчивое положение, можно работать на уровне груди. А вот
задирать пилу выше не стоит: инструмент контролировать сложно, то есть
работа становится небезопасной.
Первым делом избавьтесь от
веток. Тут надо следить, чтобы ствол находился между вами и пилой. А все
потому, что обилие веток повышает риск задеть за них передним верхним
концом шины. В этом случае инструмент резко и очень быстро отскакивает
вверх. Если пила будет точно перед вами, то ее целью окажется ваше лицо.
Даже если инерционный тормоз сработает как надо (а техника иногда дает
сбои), удар цепью по лицу – ощущение не самое приятное. А так пила уйдет
в сторону.
Еще одна вроде бы очевидная вещь, но не все ее учитывают.
Направление распила должно идти сверху вниз, если ветка нетолстая и
висит горизонтально. А если вертикально – то пилить надо в сторону ее
наклона.
Нижние ветки специалисты предлагают опиливать,
перевернув дерево. Но это возможно не всегда, да и приходится работать
около земли. Осторожнее: избегайте контакта с почвой и контролируйте
возможный отскок шины.
ЧТОБЫ ШИНУ НЕ ЗАЖАЛО
Перед расчленением бревна удалите
опиленные ветки и растущие рядом кусты, обеспечив себе свободу движений.
Начинать разделку следует с вспомогательного пропила, который позволит
избежать зажатия шины. Если нужно отсечь висящий конец бревна, то
вспомогательный пропил делаем снизу примерно на треть диаметра, а уж
потом допиливаем сверху. Когда бревно обоими краями лежит на опоре, а
пилить надо посередине, первый пропил делается сверху.
Если же шину таки зажало, не стоит нервно дергать пилу. Только цепь
повредите или шину погнете. Остановите вращение цепи и пошатайте бревно в
направлении, параллельном направлению пиления. Шина освободится сама.
СЕКРЕТЫ ТОПЛИВАТопливная
смесь для пил состоит из бензина и масла, смешанных в определенной
пропорции. Ее нарушение ведет к проблемам со здоровьем инструмента: при
недостатке масла ускоряется износ двигателя, при его избытке уменьшается
мощность и усложняется запуск.
Пропорции «бензин – масло» есть в
инструкции к каждой пиле, а также на упаковке масла. Почти каждый
производитель пил имеет также линейку масел собственного бренда, именно
их рекомендуя к применению. Обычно фирменное масло заливается в меньшей
пропорции, но стоит больше обычного, так что ни выгоды, ни проигрыша не
будет. Но в любом случае надо следить за возрастом смеси: та, что старше
месяца, топливом уже не является.